Перейти к списку разделов сайта

Транспортный комплекс

Информация
о состоянии и перспективах развития транспортного комплекса Амурской области

Воздушный транспорт

За 9 месяцев 2013 года услугами аэропорта Благовещенск воспользовались 237,2 тыс. пассажиров, что на 32,2% больше, чем за аналогичный период прошлого года 2012 года. Рост пассажиропотока отмечается по всем направлениям.

На внутренних воздушных линиях было обслужено 187,7 тыс. пассажиров, что составляет 113,5% по отношению к аналогичному показателю прошлого года.

Наибольший прирост наблюдался на международных воздушных линиях, пассажиропоток на которых составил 49,5 тыс. чел., что более чем в 3,5 раза превышает аналогичный показатель 2012 года. В абсолютном выражении прирост пассажиров  международных авиалиний составил 35,4 тыс. чел.

Высокий рост международных авиаперевозок обусловлен открытием  ОАО «Авиакомпания «Трансаэро» и ООО «Северный ветер» новых чартерных международных рейсов в Таиланд и Вьетнам.

Объем обработанных аэропортом грузов и почты за январь-сентябрь 2013 года составил 2,2 тыс. тонн, что соответствует росту на 8,4% по сравнению с 9 месяцами 2012 года.

Указанная динамика авиационных перевозок в аэропорту Благовещенск свидетельствует о сохранении транспортной доступности региона и дальнейшем развитии маршрутной сети аэропорта.

По итогам года ожидается увеличение объемов перевозимых пассажиров на 25% и грузов на 3%.

Местные воздушные линии

Несмотря на недостаточность финансирования, Правительству Амурской области удалось сохранить авиацию и аэропорты местных воздушных линий. Для отдаленных населенных пунктов сохранена возможность передвижения пассажиров воздушным транспортом по области.

В Амурской области перевозки пассажиров на местных воздушных линиях выполняются авиаперевозчиком ГАУ Амурской области «Амурская авиабаза» самолетами Ан-2 по маршрутам:

Зея-Береговой - Хвойный - Горный - Бомнак - Зея, с частотой полетов 3 раза в неделю;

Благовещенск - Свободный - Октябрьский – Зея - Благовещенск, с частотой полетов 2 раза в неделю;

Благовещенск - Свободный - Февральск - Экимчан - Благовещенск, с частотой полетов 2 раза в неделю.

За 9 месяцев 2013 года перевезено 5473 пассажира, в том числе по Зейскому району – 1723 пассажира, по маршруту Благовещенск – Свободный – Февральск – Экимчан – Благовещенск – 1409 пассажиров, по маршруту Благовещенск - Свободный – Октябрьский – Зея –  Благовещенск – 2341 пассажир. Количество перевезенных пассажиров по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократилось на 20,7%.

Выполнено всего 267 авиарейсов в прямом и обратном  направлении,  за  9 месяцев 2012 года - 389 рейсов, меньше на 122 рейса. Снижение  связано с отменой рейса по маршруту Зея – Октябрьский - Зея и сокращением частоты выполнения полетов (с 4-х до 3-х раз в неделю) по маршруту Зея – Береговой – Хвойный – Горный – Бомнак - Зея.

Вопросы развития воздушного транспорта области

1.Улучшение транспортной доступности и субсидирование социально значимых авиаперевозок области.

Серьезной проблемой развития транспортной доступности населения области является сохранение и развитие авиации местных воздушных линий. В первую очередь, это касается Зейского, Селемджинского и Тындинского районов (приравненных к районам Крайнего Севера), где транспортное сообщение с населенными пунктами в труднодоступной местности зачастую не имеет альтернативы воздушным перевозкам. Жителем этих районов проблематично выехать в районные центры и областной центр, с задержкой доставляются почта и пенсия.

В этом году РЖД ставило вопрос об отмене перевозок по маршруту Тында-Комсомольск на Амуре, учитывая это предложение, для обеспечения транспортной доступности жителей необходимо в притрассовых поселках БАМа построить посадочные площадки и выполнять перевозки на воздушном транспорте.

Для снижения затрат авиакомпаний по перевозке пассажиров в труднодоступные районы области необходимо снизить ставки за оказание аэропортовых услуг в аэропортах входящих в состав федеральных казенных предприятий.

Правительство области из областного бюджета на субсидирование социально значимых авиаперевозок ежегодно выделяет более 80 млн. рублей. Перевозки пассажиров осуществляются по маршрутам Зея – Октябрьский - Зея, Зея – Береговой - Хвойный - Горный - Бомнак – Зея, Благовещенск – Свободный – Февральск – Экимчан – Благовещенск и  Благовещенск – Свободный – Октябрьский - Зея- Благовещенск.

Социально значимые маршруты у населения области пользуются большим спросом. Средняя загрузка воздушных судов составляет более 80%. В результате наводнения текущего года транспортная доступность в Зейский и Селемджинский районы осуществлялась только авиационным транспортом.

Принятое постановление Правительства Российской Федерации от 27 марта 2013 г. N 265 предусматривает финансирование из федерального бюджета только межрегиональных авиаперевозок. Необходимо принять постановление Правительства РФ по оказанию помощи в организации местных авиаперевозок.

2.Замена воздушного парка области

Самолетный парк государственного автономного учреждения Амурской области «Амурская авиабаза», осуществляющего перевозку пассажиров на местных воздушных линиях состоит из морально и физически устаревших Ан-2 и требует обновления.

Постановление Правительства Российской Федерации от30.12.2011 № 1212 «Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий российским авиакомпаниям на возмещение части затрат на уплату лизинговых платежей за воздушные суда, получаемые ими от лизинговых компаний по договорам лизинга для осуществления внутренних региональных и местных воздушных перевозок» не дает возможности пользоваться субсидией государственным учреждениям.

Необходимо на федеральном уровне решать вопрос замены воздушного парка таким малым авиакомпаниям как ГАУ «Амурская авиабаза».

3. Реконструкция аэропортового комплекса  «Игнатьево» (г.Благовещенск).

С целью обеспечения приема современных воздушных судов и снятия инфраструктурных ограничений, сдерживающих рост пассажирских и грузовых авиаперевозок в Амурской области Федеральной целевой программой «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)» предусмотрено строительства взлетно-посадочной полосы – 2 (ИВПП-2) с комплексом зданий и сооружений в аэропорту г. Благовещенск.

В 1-м полугодии 2013 года ФГУП «АГА(А)» проведен аукцион на разработку ПСД по строительству в аэропорту г. Благовещенска ИВПП-2 с комплексом зданий и сооружений, стоимость проектных работ финансируется из средств федерального бюджета и составляет 100,0 млн. рублей. По итогам аукциона право на проведение указанных работ получено ОАО ПИИ ВТ «Дальаэропроект» (г. Хабаровск). В настоящее время специалистами ОАО ПИИ ВТ «Дальаэропроект» готовятся предложения для РОСАВИАЦИИ по вариантам выполнения технического задания данного проекта.

Учитывая значимость реализации проекта для экономического развития Амурской области, необходимо реализацию данного мероприятия завершить в установленные федеральной целевой программой сроки.

4. Охрана аэропортов и объектов их инфраструктуры.

Для обеспечения авиационной безопасности в соответствии Федеральными авиационными правили (ФАП), с требованиями п. 6 ст. 84 Воздушного кодекса РФ, п. 4 Правил охраны аэропортов утвержденных постановлением Правительства РФ от 01.02.2011 № 42 «Об утверждении Правил охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры» охрана периметра осуществляется ведомственной охраной Министерства транспорта РФ, в случае не соблюдения вышеуказанных нормативных требований будет отозван сертификат и аэропорты будут иметь статус посадочных площадок.

Для выполнения требований по авиационной безопасности и организации охраны международного аэропорта в соответствии с нормативами МВД РФ ежегодная потребность в финансировании охраны составляет около 30 млн. рублей.

Из-за недостаточного объема авиаперевозок и высокой стоимости охранных услуг ГУП Амурской области «Аэропорт Благовещенск» не имеет экономической возможности финансировать содержание охраны аэропорта в полном объеме.

Необходимо обязательное участие в обеспечении авиационной безопасности подразделений вневедомственной охраны полиции.

В целях сохранения устойчивого функционирования предприятия необходимо рассмотреть вопрос об изменении правового регулирования отношений в сфере авиационной безопасности с учетом интенсивности работы аэропорта Благовещенск и возможности обеспечения охраны аэропорта силами службы авиационной безопасности без привлечения охранных подразделений иных структур.

Для аэропортов местных воздушных линий также пересмотреть требования по охране.

5. Реконструкция старого здания аэровокзала под международный терминал.

За последние два года международных перевозок выросли в более чем в 10 раз, и продолжает увеличиваться.

Функционирующий в аэропорту пункт пропуска работает по временной схеме и имеет ряд недостатков, которые в значительной степени сдерживают развитие международных авиаперевозок.

Обслуживание пассажиров международных рейсов производится в приспособленном помещении - летнем павильоне, состав площадей и техническая оснащенность которого не соответствует требованиям, предъявляемым к пунктам пропуска по размещению  органов государственного контроля и обслуживанию пассажиров. Пропускная способность пункта не соответствует вместимости воздушных судов, выполняющих международные полеты.

Пункт пропуска работает по реверсивной схеме (вначале обслуживаются пассажиры на прилет и только потом на вылет), что обуславливает значительные временные издержки всех участников процесса.    Продолжительность обслуживания 1 (одного) международного рейса составляет более 4-х часов, что вызывает справедливое недовольство пассажиров и авиакомпаний, приводит к простою самолетов и убыткам авиаперевозчиков.

В настоящее время ГУП Амурской области «Аэропорт Благовещенск» в целях удовлетворения растущего спроса на международные авиаперевозки и выполнения государственных требований к воздушным пунктам пропуска проводит работу по реконструкции существующего здания аэровокзала местных авиалиний под международный терминал.

По заданию предприятия ОАО ПИИ ВТ «Дальаэропроект» (г. Хабаровск) разработана пояснительная записка и предварительные архитектурно-технологические решения по объекту «Аэровокзал международных авиалиний на 100 пасс/час. в аэропорту г. Благовещенск».

В соответствии с экспертным заключением строительство объекта предполагается выполнить путем реконструкции существующего служебно-пассажирского здания местных авиалиний под международный терминал. Общая стоимость работ составляет 673,67 млн. рублей.

В рамках государственной программы «Развитие транспортной системы Амурской области на 2012-2020 годы» подпрограмма  «Развитие авиации  и аэропортов Амурской области на период до 2020 года» реализация мероприятия современного аэропортового комплекса международного класса предусмотрена лишь в 2016 году.

Без помощи Министерства транспорта Российской Федерации этот проект области не осилить.

6. Реконструкция северных аэропортов и посадочных площадок области, находящихся в федеральной собственности.

Летные поля и инфраструктура северных аэропортов и посадочных площадок входящих в федеральное казенное предприятие «Аэропорты Приамурья» нуждаются в скорейшей реконструкции. Правительство Амурской области внесло предложение по их реконструкции в проект ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года».

Необходимо, чтобы Министерство транспорта РФ поддержало предложения, в части реализации мероприятий по реконструкции аэропортовых комплексов местных воздушных линий Зея, Экимчан, Горный, посадочных площадок Октябрьский, Береговой, Горный, Хвойный, Бомнак, Февральск и Свободный, начиная с 2015 года.

Железнодорожный транспорт

Амурская область находится на важнейших связующих звеньях транспортных коридоров России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона по Транссибу и БАМу, реке Амур, автомагистралям «Амур» (Чита-Хабаровск) и «Лена» (Невер-Якутск), международной кроссполярной трассе «Полярная-4», через первую очередь нефтепроводной системы «Восточная Сибирь - Тихий океан».

Общая протяжённость Транссиба и БАМа на территории области составляет более 3 тыс. км.

Обеспеченность Дальнего Востока железными дорогами значительно ниже среднероссийского уровня: на каждые 10 тыс. км2 территории приходится лишь 14 км железнодорожных путей, в то время как в целом по России 50 км. Существующая сеть инфраструктуры сформировалась на ранних этапах хозяйственного освоения территории и в последние десятилетия не обновлялась.

Железнодорожный транспорт  соединяет 15 муниципальных районов и 148 населенных пунктов области. В 2012 году перевезено 2,8 млн. пассажиров, в том числе 1,22 млн. пассажиров в пригородном сообщении.

За 1 полугодие 2013 года перевезено 0,4 млн. пассажиров или 66,7% . За аналогичный период прошлого года перевезено 0,6 млн. пассажиров. Пассажирооборот за 1 полугодие 2013 года составил 22,14 млн. пассажиро-километров. За аналогичный период прошлого года - 35,41 пассажиро-километров.

Снижение количества перевезенных пассажиров обусловлено сокращением количества пригородных маршрутов.

В 2012 году в структуре перевозимых пассажиров 46% составляют платные пассажиры, 37% работники железной дороги, по 8,5% учащиеся и федеральные льготники. В 1 полугодии 2013 года доля перевозимых работников железной дороги увеличилась до 43%, а доля платных пассажиров снизилась до 41%.

В настоящее время пригородное железнодорожное сообщение обеспечивает круглогодичные перевозки пассажиров по 14 пригородным железнодорожным маршрутам, в том числе по 8 на полигоне Дальневосточной железной дороги и по 6 на полигоне Забайкальской железной дороги. В 2012 году перевозки осуществлялись по 27 маршрутам, в том числе по 19 на полигоне Дальневосточной железной дороги и по 6 на полигоне Забайкальской железной дороги. 

В целях организации транспортного обслуживания населения в условиях ЧС с 17.08.2013 по 10.10.2013 на полигоне Забайкальской железной дороги возобновлено пригородное пассажирское сообщение по 6 маршрутам, общей протяженностью 739 км.

На возмещение части затрат, возникающих в результате перевозки пассажиров пригородного сообщения, в 2012 году из бюджета Амурской области было направлено 51,3 млн. рублей. В 2013 году выпадающие доходы, по расчетам перевозчика ОАО «Экспресс Приморья», составят 414 млн. рублей, а с учетом проведенной оптимизации 283 млн. рублей.

В областном бюджете в 2013 году предусмотрено субсидий -  90 млн. рублей. Рост субсидий составил 76%.

Ежегодно увеличивается предъявляемая Правительству Амурской области стоимость услуг по организации пригородного железнодорожного сообщения. При этом более 80% затрат перевозчика формируется ОАО «Российские железные дороги» самостоятельно, без участия регулирующих тарифных органов, что составляет 330 млн. рублей от предъявляемых затрат.

Стоимость услуг определяется по каждому виду услуг (капитальный ремонт (КР), текущий ремонт (ТР),  техническое обслуживание (ТО), аренда, управление и эксплуатация подвижного состава) и видам тяги (тепловозная, электровозная, мотор-вагонная), на основании ставок, рассчитанных по методике, разработанной самим ОАО «Российские железные дороги» (распоряжение ОАО «РЖД» от 20.10.2010 № 2174 р).

Методика ОАО «РЖД» не обеспечивает «прозрачность» полученных расходов, доходов и убытков железных дорог от пригородных пассажирских  перевозок, а базовые затраты 2010 года не использовались для расчета указанных ставок.

Ставки, рассчитываемые ОАО «РЖД» для подвижного состава на тепловозной тяге, выше ставок по электровозной тяге от 34% до 16 раз. В связи с этим, экономически обоснованные тарифы по полигону железных дорог с использованием тепловозной тяги  складываются значительно выше, чем с использованием иных видов тяг.

На территории области тепловозная тяга используется на пригородных перевозках по БАМу.

Кроме того, наряду с большим объемом выполняемой вагонокилометровой работы, а следовательно большими затратами на услуги инфраструктуры и подвижного состава, имеет место ежегодное снижение количества перевозимых пассажиров – соответственно доходов перевозчика.

В результате, под угрозой прекращения пригородных железнодорожных перевозок оказалась огромная территория Амурской области, площадью свыше 336 тыс. км2, с плотностью транспортной инфраструктуры в 5,5 раза ниже среднероссийских значений. Правительство области вынуждено проводить работу поэтапного введения автобусных маршрутов.

В целях снижения затрат, прорабатывается вопрос обслуживания пассажиров с использованием современного подвижного состава таких как рельсовые автобусы.

Направлено обращение в ОАО «РЖД» о включении в инвестиционную программу мероприятия по приобретению семи рельсовых автобусов для пригородного сообщения на территории области.

Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» не предусмотрены субсидии субъектам Российской Федерации на компенсацию части потерь в доходах организациям железнодорожного транспорта в связи с принятием субъектами Российской Федерации решений об установлении льгот по тарифам на проезд обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений, учащихся очной формы обучения образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении.

В соответствии с поручением Президента Российской Федерации В.В.Путина Правительство Амурской области приняло необходимые решения по предоставлению в 2013 году школьникам и студентам, обучающимся по очной форме обучения, независимо от места их регистрации и обучения 50 - процентной скидки на проезд на железнодорожном транспорте пригородного сообщения.

Предложения по решению проблемы:

1. Предусмотреть субсидии из федерального бюджета на  софинансирование расходных обязательств для возмещения недополученных доходов организаций железнодорожного транспорта, осуществляющих перевозки в пригородном сообщении, в размере не менее 95%. 

2. Внести изменения в приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 18.07.2007 № 99 «О  критериях определения категорий поездов для перевозки пассажиров в зависимости от скорости их движения и расстояния следования» и увеличить расстояние следования пригородных поездов до 400 км.

3. Разработать механизм приобретения современного, экономичного подвижного состава и предусмотреть софинансирование расходных обязательств на приобретение подвижного состава, в том числе рельсовых автобусов, за счет средств федерального бюджета в размере не менее 50%.

4. Предусмотреть субсидии субъектам Российской Федерации на компенсацию части потерь в доходах организациям железнодорожного транспорта в связи с принятием субъектами Российской Федерации решений об установлении льгот по тарифам на проезд обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений, учащихся очной формы обучения образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении.

5. Поручить ФСТ России утвердить ставки по каждому виду услуг, предоставляемых ОАО «РЖД» (капитальный ремонт (КР), текущий ремонт (ТР),  техническое обслуживание (ТО), аренда, управление и эксплуатация подвижного состава).

Внутренний водный транспорт

Протяжённость внутренних водных судоходных путей в Амурской области, по которым может осуществляться судоходство, составляет 2 231 километра.

В Амурской области осуществляются международные и внутренние перевозки водным транспортом.

В 2012 году на финансирование мероприятий, направленных на развитие внутреннего водного транспорта было направлено 25,4 млн. руб., из них 10,4 млн. средства областного бюджета, 15,0 млн. руб. – средства местного бюджета, в том числе по мероприятиям:

1. Возмещение части затрат организациям, осуществляющим перевозки пассажиров и грузов водным транспортом – 6 млн. руб. (областной бюджет).

В результате реализации мероприятия перевезено 37,9 тыс. пассажиров и 12,6 тыс. единиц транспортных средств. Количество перевезенных пассажиров в 2012 году увеличилось на 3,5 тыс. человек, транспортных средств снизилось на 9,9 тыс. единиц.

2. Возмещение части затрат по перевозке пассажиров и грузов на речных паромных переправах между поселениями в границах муниципального района – 3,4 млн. руб. В результате реализации мероприятия перевезено 1,5 тыс. пассажиров и 14,7 тыс. единиц транспортных средств.

3. В 2012 году была построена паромной переправы и приобретен несамоходный паром грузоподъемностью 50 тонн. Сумма расходов составила 15,0 млн. руб. Паром эксплуатируется в труднодоступном районе Амурской области – на реке Гилюй Зейского района. Финансирование осуществлялось за счет средств бюджета Зейского района.

В 2013 году наблюдается снижение количество перевезенных пассажиров и транспортных средств на речных паромных переправах. Так в навигацию с мая по июль 2013 года перевезено всего 800 пассажиров и 250 ед. транспортных средств.

Это связано со следующими проблемами:

1. Отказ перевозчиков от работы на маршрутных линиях, направленных на  перевозку пассажиров водным транспортом в связи со значительным  ужесточением требований, предъявляемых к перевозке пассажиров внутренним водным транспортом.

В связи с высокими затратами по перевозке пассажиров немаломерными судами, минтрансам области разрабатывается вопрос привлечении на убыточные маршруты маломерные суда.

Однако в связи с принятием Федерального закона от 23.04.2012 №36-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия маломерного судна, процесс эксплуатации маломерного судна в коммерческих целях усложнился. Возросло количество контролирующих организаций, которые участвуют в процессе (классификация и освидетельствование маломерного судна в Российском Речном Регистре, государственная регистрация судна в государственных бассейновых управлениях путей и судоходства, получение лицензии в управлении государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее – УГМРН Ространснадзор).

Кроме того, регистрация и получение лицензии осуществляется в городе Хабаровск, что  увеличивает затраты на получение лицензии. Длительный срок рассмотрения документов для регистрации судна не позволил в 2013 году использовать маломерное судно на маршруте в Шимановском районе, соединяющий между собой населенные пункты Чагоян – Кухтерин Луг – Ураловка, в связи с чем перевозка пассажиров в навигацию 2013 года не осуществляется. Много вопросов вызывают документы, которые должен предоставить получатель лицензии, такие как свидетельство  о праве плаванья под государственным флагом РФ, судовой и машинный журналы, судовое санитарное свидетельство, документ, подтверждающий стаж работы в должности капитана или старшего помощника капитана не менее 5 лет.

Предложения по решению проблемы:

1) Внесение изменений в пункт 4 Положения «О лицензировании деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.2012 № 193 «О лицензировании отдельных видов деятельности на морском и внутреннем водном транспорте» в части уменьшения многоступенчатости процедуры получения лицензии на маломерные суда и канатные паромные переправы и сокращения списка документов, необходимых для получении лицензии;

2) Определение четких требований к капитану маломерных судов и паромных переправ в части наличия стажа работы в должности.

3) для сокращения срока получения судового билета для маломерного судна, эксплуатируемого в коммерческих целях, необходимо проработать вопрос подачи документов через портал государственных услуг.

2. Моральное и физическое старение флота. Особо остро в этой связи стоит вопрос обеспечения перевозок пассажиров на социально значимых маршрутах.

Приобретение новых современных судов позволит сохранить перевозки пассажиров на жизнеобеспечивающих направлениях, которые в ряде случаев являются безальтернативными.

Предложения по решению проблемы:

Включение мероприятий по приобретению катера для перевозки пассажиров по социально значимым  маршрутам Амурской области в подпрограмму «Внутренний водный транспорт» федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010 - 2020 годы)».

По результатам встречи с заместителем Министра транспорта Российской Федерации В.А.Олерским 07 сентября 2013 года была достигнута договоренность о рассмотрении возможности включения вышеназванного мероприятия в федеральную целевую программу  «Развитие транспортной системы России (2010 - 2020 годы)».

В адрес Министра транспорта Российской Федерации М.Ю.Соколова направлено обращение за подписью губернатора области О.Н.Кожемяко с просьбой рассмотреть вопрос включения мероприятия по приобретению катера в федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы России (2010 - 2020 годы)».

Автомобильный транспорт

Автомобильный пассажирский транспорт является самым распространенным и массовым видом транспорта. В структуре перевозки пассажиров доля автомобильного транспорта составляет 87 процентов.

В целях обеспечения транспортной доступности жителей области сформирована межмуниципальная маршрутная сеть,  обслуживающая 134 пригородных и межмуниципальных маршрутов по 222 населенным пунктам.

Указанная межмуниципальная сеть синхронизирована с 205 муниципальными  маршрутами по 258 населенным пунктам, обеспечив при этом автобусное сообщение с областным центром г.Благовещенск 27 муниципальных образований.

В связи с чрезвычайной ситуацией на территории области прекращено автобусное сообщение по 11 межмуниципальным и 17 муниципальным маршрутам в 8 муниципальных образованиях области.

Основными проблемами в сфере автомобильного пассажирского транспорта остаются:

1. Организация перевозок по убыточным регулярным автобусным маршрутам.

107 из 205 муниципальных маршрутов  в силу низкого пассажиропотока и порожними пробегами автобусов (наполняемость в одну сторону), являются убыточными для автотранспортных предприятий области. 

За последние три года муниципальные маршрутная сеть в силу убыточности сократилась на 54 маршрута. Закрываемые маршруты имеют социальный характер, обеспечивают  транспортную доступность в малонаселенных районах с дисперсным характером расселения.

Бизнесом указанные маршруты  не востребованы.

В целях решения данной проблемы в закон Амурской области от 22.12.2004 № 394-ОЗ «Об автомобильном пассажирском транспорте в Амурской области» было внесено право организатора перевозок при проведении конкурса объединять маршруты в группы рентабельный маршрут, перевозка по которому осуществлялась на основании договора при фактической наполняемости автобуса более 60 %, и убыточный маршрут,  имеющие общие и (или) конечные пункты и (или) совпадающую часть пути следования автобусов.

Дополнительно Правительством области рассматривается возможность предоставления субсидий муниципальным образованиям на организацию перевозок по убыточным маршрутам. Сумма  -18,2 млн.рублей        

Основными причинами возникновения убытков по информации муниципальных образований и перевозчиков являются рост затрат на ГСМ и низкий пассажиропоток (пустые пробеги в одну сторону).

В целях оперативного реагирования на изменение цен на ГСМ, дающие возможность перевозчику изменять тариф, в 2012 году Правительством области были внесены изменения в Постановление Правительства Амурской области от 22.03.2012 № 149 «Об утверждении Правил регулирования тарифов на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта), автомобильным транспортом по внутриобластным маршрутам на территории Амурской области».

2. Состояние подвижного состава.

Серьезной проблемой для осуществления пассажирских перевозок является степень износа основных фондов автотранспортных предприятий.

На территории области перевозки пассажиров осуществляется более  1,5 тыс. автобусами, срок эксплуатации большинства которых превышает 10 лет. Около 50%  автобусов пассажирских автотранспортных предприятий эксплуатируется сверх нормативного срока службы, в связи с чем увеличиваются расходы предприятий на техническое обслуживание и ремонт, а также снижается коэффициент технической готовности автобусов.

Правительством области для стимулирования приобретения юридическими лицами и индивидуальными  предпринимателями новых автобусов через механизм государственной поддержки (осуществляется субсидирование процентной ставки по кредитам, выделение субсидий на оплату первого взноса и лизинговых платежей при заключении договора лизинга оборудования и транспортных средств), предоставляемой министерствами области:

в 2011 году на приобретение 27 единиц автобусов из областного бюджета выделено 13, 7 млн. рублей;

в 2012 приобретено 32 автобуса для г. Благовещенска за счет областного бюджета в объеме 14 млн.рублей.

в 2013 году средства областного бюджета в объеме 4,0 млн. руб. направлены муниципальным образованиям на приобретение 7 автобусов.

Органы местного самоуправления для организации перевозок не имеют муниципальных автобусов в достаточном количестве и соответствующих требованиям безопасности.  

Потребность органов местного самоуправления в автобусах различной вместимости составляет 58 единиц.

Предложения по решению проблемы:

1. Предусмотреть в государственной программе «Развитие транспортной системы», утвержденной распоряжением Правительства РФ от 28.12.2012     № 2600-р, в целях повышения качества и доступности транспортных услуг и снижения вредного воздействия транспорта на окружающую среду, мероприятия по обновлению подвижного состава автомобильного пассажирского транспорта.

  • Войти