Перейти к списку разделов сайта

Речной транспорт

Внутренний водный транспорт

Протяжённость внутренних водных судоходных путей в Амурской области, по которым может осуществляться судоходство, составляет 2 231 километра. Продолжительность навигационного периода – 150 суток на реках Бурея и Селемджа, 162 суток на реке Зея, 173 суток на реке Амур.

Характеристики основных судоходных рек Амурской области

Река

Протяженность судоходных путей

Навигационный период

р. Амур

р. Зея

р Селемджа

р. Бурея

1 261 км

650 км

146 км

174 км

173 суток

162 суток

150 суток

150 суток

 

Грузопассажирские перевозки в международном сообщении (в Китай) осуществляются по реке Амур.

Строительство гидроэлектростанций (ГЭС) на реках Зея и Бурея повлияло на судоходство в бассейне реки Амур. Прежде всего, из-за регулирования сброса снизился уровень воды, тем не менее, гарантированные габариты судоходства выдерживаются. Из-за строительства Зейской ГЭС разорвано судоходство по реке Зея.

По реке Амур проходит государственная граница России с Китаем, вследствие чего поддержание гарантированных габаритов судоходства является государственной задачей. Ежегодно Смешанной российско-китайской комиссией по судоходству на приграничных реках определяются мероприятия по поддержанию судоходства и осуществлению путевых работ по российско-китайским пограничным участкам рек.

Пропускная способность внутренних водных путей Амурской области обеспечивает прохождение существующего грузооборота, в том числе по количеству перевозимых грузов, с большим запасом. Пропускная способность лимитируется только наступлением меженных периодов с пониженными уровнями воды, которые происходят в результате недостаточного количества осадков и малых сбросов из-за накопления воды на Зейской и Бурейской ГЭС в первой половине лета.

На р.Амур расположено два основных смешенных пункта пропуска (Поярково и Благовещенск) через которые осуществляется основная перевозка пассажиров и грузов. 

Смешанный пункт Благовещенск является крупнейшим по объемам пассажирских перевозок среди пунктов пропуска, расположенных на территории Дальневосточного федерального округа. Ежегодно государственную границу через данный пункт пропуска пересекает до 1,0 млн. человек (в 2014 году – около 880,0 тысяч человек – около 30% всего пассажиропотока через пункты пропуска на российско-китайской границе). Международные перевозки между пунктами пропуска Благовещенск - Хэйхэ осуществляются в период летней навигации водоизмещающими судами, в период межсезонья – судами на воздушной подушке, в период ледостава – автобусами или грузовым автотранспортом по наплавным (понтонным) мостам.

Перевозки пассажиров в международном сообщении Благовещенск (РФ) – Хэйхэ (КНР) осуществляют следующие компании: ООО «Амурфлот-ДВ», ООО «Амурфлот», ООО «Судоходная компания», ООО «Марс», ООО «Навигатор-Амур», ООО «Флагман-ДВ», ООО «Благовещенск-Ирбис», ООО «Скат-1», ООО «Амур СВП», ООО «Амурский Алмаз», ООО «Амурассо-Сервис». Данные компании технологически связанны ЗАО «Пассажирский порт «Амурассо», которое находится в частной собственности акционеров.

В соответствии со сложившейся многолетней практикой, ежегодно закрепляемой в протоколах рабочих групп Амурской области и г. Хэйхэ, перевозки граждан РФ осуществляет российский перевозчик, граждан КНР – китайский перевозчик. Подобной практики больше нет ни в одном другом субъекте РФ, расположенном в ДФО. Стоимость указанного вида перевозок не подлежит государственному регулированию.

ЗАО «Пассажирский порт «Амурассо» совместно с партнерскими обществами располагает 28 единицами флота, в том числе: пассажирский - 18 единиц (из них 11 единиц – суда на воздушной подушке), буксирный - 3 единицы, баржи - 7 единиц. Для перевозки пассажиров на международном направлении используются теплоходы проекта HBC 496 («Амур-2005», «Амур-2006», «Амур-2010» и т.д.), изготовленные в 2006 - 2010 годах на одном из судостроительных заводов КНР.

Организациями водного транспорта внутри области перевезено 228,15 тыс. человек, что на 40 % меньше по сравнению с 2014 годом.

Правительством области на протяжении всех лет функционирования СПП Благовещенск решаются вопросы по улучшению международного транспортного сообщения между городами Благовещенск – Хэйхэ.

Создан и около 20 лет функционирует механизм регулярных встреч рабочих групп Амурской области и г. Хэйхэ по вопросам организации грузопассажирских перевозок.
В состав этих групп входят представители правительств, государственных контрольных органов, надзорных служб, компаний – перевозчиков Амурской области и г. Хэйхэ.

Решен вопрос о сооружении между городами Благовещенск – Хэйхэ наплавных (понтонных) мостов по которым с апреля 2012 года осуществляются перевозки грузов, с января 2014 года – пассажиров. Использование таких сооружений позволило увеличить (в среднем на 2 месяца) продолжительность грузовых перевозок, обеспечить большую безопасность пассажирских перевозок.

ЗАО «Торговый порт Благовещенск» является крупным грузоперевозчиком внутреннего водного транспорта в Амурской области, с 2011 года объединил в себе ЗАО «Торговый порт Поярково», ЗАО «Торговый порт Зея» и «Торговый порт Свободный».

Пропускная способность портов – более 5 миллионов тонн грузов в год. Общая территория портов составляет около 360 тыс.кв.м. В портах имеются подъездные пути, позволяющие отгружать груза на железнодорожный состав и отправлять в любом железнодорожном направлении.

ЗАО «Торговый порт Благовещенск» и его производственные участки располагают 52 единицами флота, в том числе: 1 единиц – пассажирский, 12 единиц – буксирный, 2 единиц - самоходный сухогрузный, 23 единицы – несамоходный сухогрузный, 7 единиц – вспомогательный флот, 6 плавучих кранов и 1 земснаряд проекта Р-010, производительностью 250 куб/час.

В навигацию 2015 года организациями внутреннего водного транспорта области перевезено 345 тыс. тонн грузов, что на 51 % меньше чем в 2014 году (в 2014 году перевезено 729 тыс. тонн грузов), грузооборот составил 9,58 млн. тонно - километров.

Основными направлениями развития речного транспорта на территории области являются:

- сохранение объемов перевозки пассажиров/грузов внутренним водным транспортом;

- организация перевозок пассажиров и грузов на речных паромных переправах в границах муниципальных районов.

 

 

  • Войти